РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Чемпионат.ру Российская газета Гудок

ДНЕВНИК ПРЕЗИДЕНТА ДФЛ

ДНЕВНИК ПРЕЗИДЕНТА ДФЛ

ФУТБОЛ-КЛАСС


Людмила Кирсанова: В психологии, как и в футболе, мелочей не бывает

Психолог Людмила Кирсанова на протяжении вот уже пяти сезонов работает с Коллегией футбольных арбитров, а начиная с этого года сотрудничает с юношеской сборной России 1995 года рождения. О первых результатах сотрудничества с Людмилой побеседовала корреспондент «Спорта».

- Для меня сотрудничество с юношеской сборной – новый опыт, повышение квалификации, - рассказывает Людмила. - Эта работа очень интересная и необыкновенно благодарная, ведь мальчишки находятся на том светлом этапе жизни, когда они становятся взрослыми и у них формируется личность. От того, насколько мы сможем им помочь стать настоящей личностью, зависит их будущее. Я считаю, что в работе юношеских сборных психолог необходим. Ведь именно с игроками юного возраста можно говорить о таких понятиях как мотивация, ответственность перед собой, командой, страной.

- За тот небольшой период времени, в течении которого вы сотрудничаете со сборной 1995 года рождения, что удалось уже сделать?
- Для работы с юношами была подобрана программа по диагностике их характеров, темпераментов, реакции на стресс, мотивационной направленности, выявления защитных механизмов, стиля межличностного общения, индивидуальных особенностей. Обработку данных мы проводили совместно с коллегой. Один человек анализировал информацию, полученную из бланков вопросов-ответов, а другой – из проективных методик (когда ребятам предлагалось что-либо нарисовать), затем мы сопоставляли полученные результаты. Были составлены профили по 22 игрокам. Работа велась достаточно долго – мы стремились описать образ каждого футболиста максимально точно.

- Если говорить кратко, каковы итоги проведенного исследования?
- У всех игроков довольно высокая мотивация на успех, что важно в плане работы.

- Вопросы в тестах касаются лишь спортивной составляющей жизни юных футболистов?
- Конечно же, нет. Ведь жизнь больше, чем футбол. Вопросы касаются разных сфер жизни ребят, в том числе, общения с противоположным полом. Ребята огромное количество времени проводят на сборах, а возраст 15 лет требует построения отношений не только в рамках спорта. Конечно же, эта тема их волнует. А если волнует, то необходимо с ними ее обсуждать.

- Внутрисемейные отношения наверняка волнуют юношей не меньше…
- Практически все ребята, когда им предложили написать о себе, отметили, что на одном из первых мест, помимо футбола, идет семья, отношения с родителями. Меня этот факт радует – значит, юноши растут в теплой семейной обстановке, где их поддерживают, принимают, одобряют, а это тоже очень важно.

- Нет ли у ребят противопоставления себя школе, которая у спортсменов нередко отходит на задний план?
- Все достаточно приветливо отзываются о школе. Хотя сил, а иногда и времени, чтобы отдаваться учебе целиком, у ребят порой не хватает. Совмещать школу с серьезным занятием футболом тяжело не только физически, но и психологически. Потому что это разные виды деятельности: учебный процесс требует большей усидчивости, а футбол - активности, хотя здесь тоже есть необходимость думать, принимать определенные решения.

- Как юноши отнеслись к предложенному тестированию? Будут ли донесены до них результаты тестирования?
- Основным условием, предложенным мной и одобренным тренерским штабом, была осведомленность ребят результатами пройденных тестов. Ведь эти исследования проводятся и для них тоже. Такой подход я считаю честным. Приятно, что все мальчишки заполняли тесты с заинтересованностью, мало того – уже проявили интерес к их результатам. В программу сбора включена индивидуальная работа с игроками по итогам тестирования, поэтому юноши смогут узнать не только результаты тестирования, но и получить ответы на интересующие их вопросы. Сначала выдам им полученную в результате исследования информацию, потом будем ее обсуждать. Только в диалоге можно продвинуться в познании самого себя. Кстати, уже с несколькими ребятами подобная беседа у меня состоялась, причем вопросов у них было даже больше, чем я ожидала. Это означает, что ребята хотят узнать о себе и меня, как психолога, это очень обрадовало.

- На сколько я успела заметить, ваша работа в сборной не ограничивается лишь проведением тестирования…
- Действительно, я присутствую на всех мероприятиях во время сборов: установках, разборах игр, тренировках. Метод наблюдения в психологии никто не отменял. Я по возможности стараюсь смотреть на все, ведь мелочей в психологии, как и в футболе, не бывает. Какая-то деталь может достаточно многое сказать о человеке, стать дополнительным штрихом в портрете личности молодого футболиста.

- Практически на каждом сборе в команде появляются новые игроки. Как проводится их адаптация в сборной?
- Тренерский штаб, на мой взгляд, занимает правильную педагогическую позицию по этому вопросу: новичок не просто представляется команде, он еще должен рассказать о себе в режиме круглого стола. Ведь команда - живой организм, а если каждый будет сам по себе, не зная как зовут товарища по команде, успеха сборная не добьется. Мы общими усилиями стараемся создать все условия для того, чтобы команда как организм была здоровой, живой, продуктивной, эффективной и побеждающей, что самое важное.

- Юноши уверяли меня в том, что конфликтов в команде нет. В чем видите возможную причину возникновения конфликта в команде? Осуществляете ли какие-либо действия для избежания конфликтов?
- В любом коллективе, если нет явного конфликта, существуют группы людей, которые больше общаются друг с другом. Во избежание конфликта необходимо соединить эти группки в один коллектив. Для реализации этой цели у нас предусмотрены тренинги по коммуникации, общению. Подобные мероприятия помогут ребятам сплотиться, больше доверять друг другу, узнать о товарищах по сборной новую информацию. А ведь тот же элемент доверия на поле очень важен...

- Возможно в сборной этот вопрос стоит не столь остро, но от этого он становится не менее важным – есть ли особые методы работы с игроками запаса?
- Недавно читала о результатах исследования лаборатории итальянского клуба Милан относительно этой проблемы. Мои итальянские коллеги предлагают подчеркивать значимость запасных через позиционирование их как помощников тренера. Благодаря такому подходу ни самооценка, ни мотивация игроков не страдает – они чувствуют себя включенными в игровой процесс. Эта уловка – больше управленческая, но, на мой взгляд, многие тренеры могут ей воспользоваться. Материалы с сайта «Милан Лаб» мне показались занимательными и я передала их тренерскому штабу. Вообще, если читаю что-то интересное, стараюсь делиться этой информацией с тренерским штабом, ведь расширение границ информационного поля – это одна из функций психолога.

- Какими принципами вы руководствуетесь в работе?
- Это принципы научности подхода, конфиденциальности, ответственности перед собой и ребятами за то, что я делаю как специалист. Стремлюсь к тому, чтобы ребята воспринимали меня как друга, ведь в таком случае отношения становятся более доверительными, близкими, открытыми, человечными, а работа становится продуктивнее.

Юлия Казакова