РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Российская газета Гудок sport24 Советский спорт



Сергей Родионов: Качество игры – основа победы

В интервью официальному сайту Спортивного клуба "ЛУКОЙЛ" президент Академии "Спартак" имени Федора Черенкова Сергей Родионов рассказал о системе подготовки юных футболистов в одном из сильнейших клубов страны.

- По окончании сезона у меня состоялся разговор с Валерием Георгиевичем Карпиным. Мне была предложена должность президента Академии "Спартак" имени Федора Черенкова. Взвесив все за и против, я согласился. Академия – одна из важных составляющих структуры нашего клуба. У нас довольно – таки четко выстроена схема работы. Есть директор Николай Кажуткин, заместитель директора Дмитрий Сидоров, а теперь есть и президент. Я по образованию тренер, но в позапрошлом году также получил диплом специалиста по менеджменту в игровых видах спорта. Надо сказать, что каждый занимается в Академии своим делом. А заниматься есть чем: есть тренерский штаб, интернат, столовая, медицинский блок. Естественно, над нами – клуб, генеральный директор.

- Каковы ваши планы в работе на ближайшее время?
- Работаю я не так долго – с 10 января. Пока присматриваюсь, делаю для себя выводы. Прежде всего, в планах - улучшение учебно-тренировочного процесса. Сразу отмечу, что работа в этом направлении идет и довольно-таки качественная. Но останавливаться на достигнутом нельзя никогда. Необходимо постоянно двигаться вперед, используя новейшие методики. Планы есть, хочется что-то привнести в учебно-тренировочный процесс прежде всего. Все условия для работы у нас есть. Инфраструктура Академии - лучшая в Москве, и думаю, мы не уступаем в этом плане и тольяттинской Академии футбола имени Юрия Коноплева.

- Какими качествами должен обладать мальчишка, чтобы попасть в Академию "Спартак"?
- Если говорить о ребятах младшего возраста, то им во время набора предлагается несколько упражнений на технику, ловкость, прыгучесть, координацию – основной набор качеств, необходимый для дальнейшей работы с ребенком. Последним, самым важным этапом отбора, является двусторонняя игра, где мальчики могу проявить и бойцовские, и лидерские качества. Про обучаемость ребенка сложно сделать выводы за час работы с ними. За время моей работы уже прошел один набор - 22 февраля мы просмотрели мальчишек 1999, 2000 и 2001 годов рождения. Подобный зимний, дополнительный набор в Академии проходил впервые. Еще один набор состоялся 1 марта – шанс попасть к нам получили мальчишки 2002, 2003 и 2004 годов рождения. В планах - качественное улучшение набора. Есть задумки проводить набор более углубленно, однако чтобы пересмотреть и внедрить эти новшества, потребуется некоторое время.

- Сколько селекционеров работает на Академию?
- Московский отдел, возглавляемый спортивным директором Академии и сотрудником селекционного отдела клуба Александром Аверьяновым, состоит из пяти человек. И 15 человек присматривают талантливых мальчишек для "Спартака" в регионах.

- Сколько сейчас ребят занимается в Академии "Спартак"?
- 250 человек, из них 32 живут в нашем интернате.

- Начиная с какого возраста талантливый мальчик из регионов может попасть в "Спартак"? - С 14 лет мы начинаем селить в наш интернат. Иногда для очень одаренных ребят можем сделать исключение и поселить раньше.

- Не ломает ли раннее отлучение от дома психику мальчишек?
- Тема очень деликатная. Отлучение от родителей в юном возрасте – момент сложный. Конечно, было бы лучше, если ребенок жил в семье. Но что поделать. Для иногородних мальчишек и создавался интернат, в котором мы стараемся создать максимально приближенные к семейной обстановке условия. Заменить им маму и папу никто не сможет – это очевидно. Есть воспитатели, которые стараются ребятам помочь адаптироваться. Конечно, хотелось бы в лице воспитателя Академии "Спартак" видеть и педагога, и психолога, и человека, понимающего в спорте и в футболе. Но таких подобрать весьма сложно. Среди воспитателей есть женщины, чье присутствие необходимо. Ведь женская ласка отчасти компенсирует те чувства, которые необходимы мальчишкам.

- В момент прихода новых игроков встает вопрос об отчислении тех футболистов, которые по тем или иным причинам не дотягивают до уровня спартаковской Академии. Как происходит отчисление?
-Этот вопрос - самая тяжелая тема как для детей, так для родителей и тренеров. К нему надо подходить очень скрупулезно, тщательно взвесив все за и против. Ведь на кону стоит судьба ребенка, и ошибиться мы не имеем права. Конкуренция существует в каждом виде спорта, от нее никуда не денешься. Она идет всегда на пользу. Если в команду приходит человек более талантливый, работоспособный, стремящийся к развитию, он, разумеется, вытеснит футболиста, остановившегося в росте. Конечно, скоропостижных выводов в таких ситуациях мы не делаем. Ждем какое-то время. И будем ждать! Но если мы видим, что ребенок не прогрессирует, не проходит в первый, а порой - и во второй состав, приходится идти на крайние меры. Отлучать ребенка от спорта не хочется, тем более какое-то количество времени он уже отдал футболу. Поэтому стараемся предложить какие-то варианты занятий футболом. Например, школу "Спартак-2". Сейчас в проектах – заключение нескольких соглашений о взаимном обмене игроками с другими школами. Будем отдавать ребят и туда. Ведь обучавшийся футболу в "Спартаке" игрок не будет лишним ни в одной из спортшкол.

- Как боретесь с нарушениями дисциплины, без которых вряд ли обходится работа с подрастающим поколением?
- Есть разные меры воздействия, например, частные беседы. Если игрок совершает проступок – он должен нести наказание. Я как-то читал статью об академии "Барселоны", так там самым действенным наказанием является отлучение от тренировок. Мы такой метод тоже внедряем и пользуемся им. Для детей в этом возрасте отлучение от игры или тренировочного процесса – самое болезненное.

- Подобный метод используется в ряде школ в качестве наказания за неуспеваемость в общеобразовательной школе. Вы как-то наблюдаете за обучением воспитанников Академии?
- В период работы с дублирующим составом мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда ребята совершенно школу не посещали. Повлиять на них никто тогда не мог: ни родители, которые порой попросту находились далеко от своих детей, ни педагоги, ни директор школы, который иногда приходил ко мне и все время жаловался. Оставалось только самому привести игрока за руку в школу. Ну а смысл? Он посидит – и опять уйдет. Придя на работу в Академию, я был приятно удивлен тем, что сейчас учебе в "Спартаке" уделяется огромное внимание. Регулярно, каждую пятницу, мы получаем всю информацию из школы: кто прогулял, кто плохо себя ведет, кто плохо учится. За такие нарушения также стараемся наказывать отлучением от тренировок. Не далее как на прошлой неделе был разговор с одним из юных футболистов именно по этому поводу неуспеваемости. Мы вызвали родителей, которые были крайне удивлены, ведь мальчик учился раньше нормально. И при маме он обещал нам, что подтянется. Это радует. Ведь играть на профессиональном уровне будут не все. Ребята должны понимать, что выйдут в большой футбол единицы. Остальным дальше жить и образование обязательно понадобится.

- Все ли воспитанники академии учатся в одной общеобразовательной школе?
- У нас созданы спецклассы. Там обучаются мальчишки с 1999 года рождения.

- Есть ли человек в Академии, который следит за происходящим в общеобразовательной школе?
- Да, этим вопросом занимается заместитель директора Академии Дмитрий Сидоров. Он на контакте с преподавателями, он организует дополнительные субботние занятия, приглашая из школы учителей, чтобы ребята смогли наверстать упущенное. Ведь порой футболисты пропускают школу из-за тренировок или отъездов в сборные команды России.

- В культурном плане стараетесь ли вы как-то занять ребят?
- Конечно, в выходные стараемся занять их. Недавно возили мальчишек на Кубок легенд. В прошлом году, я знаю, ребята ездили в аквапарк. Организуются периодически массовые походы в кинотеатр, стараемся делать все, что в наших силах для обеспечения нормального досуга. Потому что понимаем, что постоянно находиться в интернате –очень сложно. Сейчас есть идея создания библиотеки в интернате, где помимо литературы о спорте, футболе, будут и классические произведения художественной литературы. Конечно, сейчас вся информация есть в Интернете. Но я считаю, что интернет должен быть контролируемым и доступ к интернету должен быть ограниченным. Иначе на выходе мы получим компьютерщиков, а не футболистов.

- Новобранцам Академии как-то помогаете проникнуться спартаковской идеей, духом?
- И до меня проводились беседы, в которых знакомили мальчишек с традициями, с историей клуба. У нас повсюду: в столовой, в интернате висят фотографии прославленных игроков "Спартака", которые внесли весомый вклад в победы клуба. Рядом со снимками – небольшой текст о ветеране: в какой период играл за команду, чего добился вместе со "Спартаком". Мальчишки смотрят, читают, а периодически имеют возможность вживую общаться с ветеранами "Спартака", благодаря чему, безусловно, обогащаются.

- Сколько тренеров трудятся с каждой командой?
- На каждый возраст у нас два тренера точно. Плюс мы стараемся распределить нагрузку наставников так, чтобы еще помогали третьи, особенно со старшими. В общей сложности работает порядка двадцати человек.

- Кто работает в Академии в качестве тренера по физподготовке?
- Виталий Владимирович Яцко. У него есть тренерская лицензия А. Он практиковался в академии "Шериф", и работал в молдавских командах. Одно время – даже как главный тренер, поэтому футбольную науку он понимает.

- Недавно тренерский штаб Академии пополнил Виктор Самохин. Он возглавил команду 2003 года рождения. Какова судьба тренера, работавшего с командой до этого?
- Сергей Гурченков по-прежнему работает с этой командой. Теперь – в паре с Виктором Сергеевичем. Сергею мы объяснили, что по его работе и отношению к делу у нас претензий нет. Мы просто усилили команду опытным специалистом. Ведь работа с малышами, на мой взгляд, гораздо сложнее, чем со старшими.

- Сторонником какой системы работы тренера вы являетесь: от набора до выпуска или со сменой тренеров у команды с периодичностью 1-2-3 года?
- Оба варианта имеют право на жизнь. Надо подходить дифференцированно и вдумчиво. Если тренер ведет возраст достаточно давно и дает результат – какой смысл его менять? Бывают же случаи, когда у тренера что-то не получается или на каком-то этапе у ребят идет привыкание, чреватое непослушанием, например. Может быть, есть смысл наставника команды поменять. Не стоит зацикливаться на какой-то из схем. Мы должны работать, отталкиваясь от собственных кадровых ресурсов и в случае необходимости варьировать ими. В Академии есть тренерский штаб, состоящих из мастеров своего дела. Какие-то изменения происходить будут. Только что Академию покинул Вашкевич, решивший продолжить работу в школе "Локомотива", до моего прихода в тот же "Локомотив" ушел Полстянов. Если тренеру поступает предложение из зарубежных академий или же от клубов премьер-лиги, мы поймем и отпустим его, но в то же время сейчас мы заключаем годовые договоры – нам нужна гарантия, что наставник проработает с командой хотя бы год. Ведь момент ухода или замены тренера для ребят очень болезненный. Они привыкают. Хотелось бы видеть стабильность в команде каждого возраста.

- Есть ли в Академии "Спартак" унификация игровой схемы каждой из команд?
- Понятно, что есть вершина пирамиды - главная наша команда. И все вкупе должно быть подчинено только работе наверх. Приближенно стараемся играть по той же схеме, что и основной состав. Но опять же запрограммировать нельзя – есть разный набор футболистов. Если тренер нам докажет своей работой, что он может играть с тремя нападающими, то мы будем играть и с тремя нападающими.

- Поощряются ли креативные действия юных футболистов?
- Тенденции современного футбола развиваются таким образом, что все происходящее на своей половине поля должно быть автоматизировано – это уже моделирование действий. Что касается половины поля соперника, там креативность нужна. Это один из самых сложных моментов в тренировочном процессе. Даже когда мы работали с Валерием Георгиевичем (Карпиным - прим авт.), я нередко задавался вопросом: как тренировать атаку? Есть какие-то шаблоны – это автоматизация. Наиграть можно несколько вариантов, которые ты в игре, как правило, применяешь очень редко. В двух играх, может, проведешь два, а то и один раз – и все. Поэтому нужны креативные футболисты. Нужен неустанный поиск индивидуально сильных игроков, способных решить тот или иной эпизод в свою пользу. Отмечу, что такие футболисты в Академии "Спартак" есть: с хорошим мышлением, способные быстро сориентироваться и взять игру на себя, в одиночку решить игровой эпизод в свою пользу.

- Академия как-то повышает уровень работающих специалистов, помимо обязательного лицензирования?
- У наших тренеров, естественно, есть желание расти в профессиональном плане, узнавать что-то новое. Поэтому планируем регулярно (минимум раз в три месяца) устраивать нашим сотрудникам встречи с зарубежными специалистами. Конечно, прежде, мы выясним темы, интересные для наших тренеров. Обработаем эту информацию и постараемся пригласить специалистов, способных наиболее полно ответить на вопросы сотрудников Академии, дать нам всем пищу для размышления. Использовать полученную информацию в работе или нет – личное дело каждого. Но новые знания лишними не будут.

- Насколько для вас важен результат игр команд Академии в первенстве Москвы?
- Каждый, кто говорит, что результат не нужен – лукавит. Другое дело, что тренер не должен чувствовать давления по этому поводу, не должен бояться проигрыша своей команды. Наставник должен спокойно творчески работать. Сейчас, когда на просмотре достаточно много новых футболистов, страдает командная игра. Из-за этого может не быть результата. Бояться этого тренер не должен, но с игроков результат спрашивать обязан. Если футболист выходит на поле – он выходит побеждать. Игрок должен быть нацелен на результат. Получится у него или нет – вопрос другой. У воспитанников "Спартака" должна быть полная самоотдача, должна быть мотивация на каждую игру. Наша конечная цель – подготовить футболистов для основной команды "Спартака". Будет идеально, если и команды Академии дадут результат, и в основной состав "Спартака" будут пробиваться собственные воспитанники. Конечно, в первую очередь от юных футболистов мы требуем качество игры. Когда я играл в "Спартаке" под началом Константина Ивановича Бескова, он требовал от нас также качественной игры. Надо было видеть его, когда мы выигрывали и 3:0, но показывали не ту игру! Он говорил, что завтра с такой игрой мы проиграем. А если у нас есть игра, мы следующую игру выиграем. Качество игры - это основа побед. Вот что важно. На любом уровне: как в детско-юношеском, так и в профессиональном футболе.

- Часто заглядываете в турнирную таблицу?
- Мне сегодня не столь важно, на каком месте идет команда. Гораздо важнее - качество ее игры. А таблицу досконально изучу по окончании сезона.

Беседовала Юлия Казакова

СК "ЛУКОЙЛ