РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Российская газета Гудок sport24 Советский спорт



Алексей Ребко. Парень из соседнего двора

Алексей РебкоНа одной из первых тренировок в «Москве» главный тренер Миодраг Божович поинтересовался у игроков: если здесь есть москвичи, поднимите руки. Алексей Ребко был одним из четверых...

«ПОЛЕЙ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПОНАСТРОИЛИ…»

Дом, где вырос Алексей Ребко, ничем не примечательный: обычная многоэтажка в частоколе себе подобных вдоль проспекта Буденного (расположенного в районе станции метро «Семеновская»). Его второй родной дом (и это не гиперболическое сравнение!) – стадион «Крылья Советов». Как говорит сам Алексей, здесь полдетства прошло – братья Ребко (со старшим, Андреем, разница четыре года) гоняли мяч с утра до вечера. Переехав в другой район Москвы, все еще ностальгирует по здешним местам…
– Вон, видите, забор, – начинает экскурсию Алексей. – Добротный такой забор. Но у меня перед глазами старая изгородь с дыркой. Мы всегда пролезали через нее. Теперь все отремонтировали, полей синтетических понастроили, мы о таких раньше и не мечтали… А вот, смотрите, это моя любимая «коробка». Какой была десять лет назад, такой и осталась. Сбавляем шаг. На обитой деревом «коробке» ребята рубятся в «американку» – я-то думал, эта разновидность футбола давно вышла из моды. Завидев известную личность, молодые люди прерывают в изумлении игру.
– Ребят, а чем «коробка» хороша? Шли бы на синтетику! – заполняет повисшую паузу Ребко.
– А там за деньги…
Недолго думая, Ребко входит в игру, хоть и обут не по-футбольному. Свезло парням в этот вечер – получили мастер-класс от игрока сборной! Выяснилось, кстати, что они с Ребко из соседних дворов.

«МОСКВУ НА ПАРИЖ НЕ СМЕНЯЮ»

Для беседы присаживаемся тут же, у «коробки»…
– К последнему юбилею города на улицах расставляли билборды с цитатами от знаменитостей на тему: какую Москву вы любите? А какая по душе Алексею Ребко?
– Люблю Москву после победы. Едешь по городу – и замечаешь только хорошее. Люди симпатичные, все в розовом цвете.
– А в обычные дни?
– Напрягают неприветливые лица. И те, кто нам статистику правонарушений ухудшает. А еще пробки. Но я, наверное, не смогу жить ни в каком другом городе мира. Москва – мой город, и я очень люблю его. Еще в детстве много поездил – Париж, Венеция… Не то. Я допускаю такое развитие событий: подписываю контракт с западным клубом; но если даже уеду, то только играть, а не жить.
– Родители отдали вас с братом заниматься футболом. В семье сильны спортивные традиции?
– Да нет, наша семья – обычная, заводская. Папа просто фанат футбола, и все. Родители до сих пор работают на заводе, который выпускает двигатели для самолетов. Сколько им предлагал: «Может, хватит? Поберегите здоровье-то». Не слушают. Ну нравится им вставать каждый день пораньше – и в цех!
– Вы росли, догадываюсь, в скромном достатке.
– У меня не существовало проблемы новых ботинок, потому что они мне были не нужны. Есть пара в школу ходить – и здорово. Есть кеды в футбол играть – тоже хорошо. Поесть и попить всегда было. Это – счастливое детство, потому что все время с мячом. Я не помню очередей, роста цен, путчей… Зато помню улицу, приятелей из двора и наши матчи на «коробке» во время учебного года.
– А летом?
– На все три месяца меня отправляли к бабушке, в Рязанскую область. Помню, как мы с ребятами обустраивали поле на пустыре и сооружали ворота. Идешь в лес с топором, ищешь сосенку потоньше, вот тебе и штанга. А распорядок дня был такой: с утра на речке, вечером – футбол. Вот где жизнь беззаботная!..

«ПЕРВАЯ СТИПЕНДИЯ – 500 РУБЛЕЙ»

– Как вы оказались в «Спартаке»?
– Я играл за «Трудовые резервы». Когда мне было 12 лет, приметил спартаковский тренер Кечинов. Он переговорил с отцом, и я стал заниматься в классе тренера Буренкова. – Факт: в первый класс набирают сплошь москвичей, в выпускном их практически не остается. В чем причина?
– Каждый класс в спартаковской школе – сборная России в миниатюре. К новому учебному году подвозят лучших ребят из всех регионов страны. И ты должен выдержать этот конкурс. Отсеивали в массовом порядке – это, можно сказать, закон джунглей, естественный отбор. Но все честно.
– Неужели в спартаковской школе не было, как в народе выражаются, «блатных»?
– Были, куда без них. Блатные тренировались и в группе нашего года, но их никогда не подпускали к играм. Обеспеченные родители не хотят, чтобы чадо по дворам шлялось, пристраивают в «Спартак», потому что место престижное. Но толку от этого нет – те, кто сильнее как футболисты, проходу блату не давали.
– На что тратили стипендию старшеклассника?
– Нам было по 14 лет. Сначала клуб выплачивал 500 рублей в месяц, а потом целых сто долларов… Шли в Сокольнический парк и пили кока-колу из больших бутылок. Девчонки? Да какие в то время девчонки!..
– Добрая традиция спартаковских школьников – зимой прицепиться сзади к трамваю – и до конечной.
– У любого нашего воспитанника спросите – все ездили на пятках. Адреналинчику на тренировках, наверное, не хватало.
– С чем можно сравнить ваше состояние, когда Олег Романцев в 2002-м оторвал вас от учебы и с ходу включил в основу?
– Шок, шок! Подробности первого матча помню очень смутно, но сердце как билось! Олег Иванович что-то говорит мне перед выходом. Я подхожу к кромке поля и встречаюсь взглядом с парнями из школы, все они на год старше. Их глаза были полны ужаса, не сказал бы, что зависти. В тот день они подавали мячи…
– С командой ребят 85-го года рождения, которые старше вас на год, связана какая-то детективная история.
– Да, все лучшие каким-то образом очутились в киевском «Динамо». Алиев, кстати, из той компании, и до сих пор в Киеве. Классный футболист, но в школе Алиева побаивались – характер был своенравный.

«БОЖОВИЧ НЕ ЛЮБИТ «ХИХАНЬКИ-ХАХАНЬКИ»

– Божович обмолвился: «Побольше бы москвичей играли в «Москве».
– Это только красивые слова. Москва и москвичи – это все лирика, которая к футболу отношения не имеет. Футбол – бизнес; играют сильнейшие, откуда бы они ни приехали. Я не против иностранцев, которые превосходят по мастерству доморощенных. Но настоящих звезд – единицы! А когда я начинал в «Спартаке», туда таких ребят привозили, что мы смеялись сквозь слезы. Помню, с пацанами поражались селекции руководства: «Что же они творят?! Изничтожают нас морально!». Приезжали заморские «кудесники мяча», которых дублеры одной левой делали. При этом зарплаты, сами понимаете, были несопоставимые.
– Истории о вызовах в сборную все одинаковые: «Сначала позвонил Бородюк…».
– Так всегда. Звонит Александр Генрихович и спрашивает: «Готов? Молодец. Ждем».
– О вас некоторые специалисты говорят: любимчик Хиддинка.
– Пусть говорят. Я скептически отношусь к таким специалистам.
– Но, согласитесь, это было странно: Хиддинк начал вызывать вас в сборную, когда вы были в статусе запасного в «Спартаке».
– Как мне рассказывали, Хиддинк отметил меня в играх за молодежную сборную, а не за «Спартак». Гус не только меня похвалил, но и Таранова, моих друзей Торбинского и Шишкина.
– Общаетесь с бывшими одноклубниками?
– Нас раскидало по командам, но это не отражается на отношениях, разве что видимся реже. Были недавно на свадьбе у Шишкина. Здорово погуляли.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Алексей РЕБКО
Полузащитник
Родился 23 апреля 1986 г. в Москве.
Рост 178 см, вес 65 кг.
Воспитанник ДЮСШ «Спартак».
Карьера: «Спартак» (2002–2007), «Рубин» (2008). В ФК «Москва» с 2008 г. Дебютировал в премьер-лиге в возрасте 16 лет 78 дней, став самым юным участником чемпионатов России. Призывался в сборную России, не провел ни одного матча.

А.Бодров. «Советский спорт», 03.09.2009