РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Чемпионат.ру Российская газета Гудок

ДНЕВНИК ПРЕЗИДЕНТА ДФЛ

ДНЕВНИК ПРЕЗИДЕНТА ДФЛ

ФУТБОЛ-КЛАСС


Главное для игрока - скорость мысли

В российском футболе школа санкт-петербургской «Смены» знакома ни одному поколению футболистов. Из года в год славная своими воспитанниками школа исправно подпитывает российский футбол все новыми талантами. Несомненно, главная заслуга в этом принадлежит тренерскому коллективу. Имя главного рулевого «Смены» игроков 1991 г.р. — неоднократных чемпионов и призеров Детской лиги — Сергея Гордеева известно широкому кругу специалистов во многом благодаря его «звездному» воспитаннику — Андрею Аршавину.

Тренер — это судьба

— Давайте для начала поговорим о вашей игроцкой карьере…

— Футбольная карьера у меня не сложилась. Начинал в школе «Зенита», по выпуску попал в дубль. Провел во второй команде два года. Но вскоре у меня возникли проблемы со здоровьем. Пришлось в 18 лет на год взять паузу. Подоспело приглашение, и уехал в Узбекистан. Поиграл в Бухаре, ну а заканчивал играть на уровне регионов.

— Какими судьбами в тренерском деле?

— Когда играл, как-то не задумывался о своем профессиональном будущем. В 17 лет не до этого. Учился в школе неплохо. Поступил в Политехнический институт на физико-механический факультет. Специальность теплофизика — далеко не самая футбольная. Когда играл в дубле «Зенита», совмещать учебу с футболом стало уже тяжеловато. Пришлось перевестись в институт физкультуры. Так что сама судьба решила мое тренерское будущее. Заканчивал карьеру игрока, выступая за завод «Светлана». При этом заводе было решено открыть спортивную школу. Там я и начал свою тренерскую карьеру. Выпустил три группы, после чего в 1992 году пригласили в «Смену».

— Кстати, а какое у вас тренерское звание?

— Я — «отличник физической культуры». Звание «Заслуженного тренера» в России получить достаточно сложно. Нужно, чтобы команда с твоим воспитанником заняла призовое место в Европе. А уровень нашего футбола к этому не располагает.

— Футбол, в который играл Сергей Гордеев, и футбол, который он старается привить своим подопечным, сильно разнятся?

— Естественно, на тренерское видение футбола накладывается игроцкое восприятие. Но я стараюсь, чтобы это не стало догмой. Хотелось, чтобы все новые футбольные веяния не проходили стороной. Стараюсь их отслеживать и применять в своей тренерской практике.

—-А пример для подражания есть?

— Ну, интересных-то команд было много. Пример, летучие голландцы 70-х, французы начала 1980-х гг. И те и другие играли умно и легко. У нас очень хорошие команды были: минское «Динамо» в чемпионском 1980-м году, московский «Спартак» в 80-90-х с Федором Черенковым и Юрием Гавриловым… Манера же игры киевлян мне никогда не импонировала — отпугивал их яркий акцент на «физику».

Талант — случай редчайший

— Поговорим о вашей нынешней команде…

— В команде у меня все игроки — коренные петербуржцы. Интерната у «Смены» нет, только общегородской. Но туда берут с 9-го класса, а мои ребята все в 8-ом. Сейчас все сменовцы учатся в одном спецклассе. До 7-го класса идет фильтрация. Сохранились списки — человек 500 прошло через мои руки. Без ошибок обойтись трудно, тем более в таком тонком деле. Когда все игроки приблизительно одного уровня процент брака велик. Что касается первенства, то чемпионат Санкт-Петербурга проводится по трем группам. В каждом коллективе по шесть команд: три детских (с 1990 по 1992 гг.р.), три юношеских (с 1987 по 1989 гг.р.). Всего в премьер-лиге 10 команд. По общему зачету мы второй год подряд стали чемпионами города. В своем возрасте мы отстали на два очка от «Зенита», став серебряными призерами первенства. Дальше уже пропасть: бронзовых призеров от нас отделяет 18 очков.

— Сегодня повсеместно говорят о преимуществах интернатов перед обычными школами…

— Сама по себе идея интерната или академии очень интересная. Гораздо сложнее — создать необходимые условия для тренировок, учебы, даже отдыха. Но, с другой стороны, в них растут те же самые легионеры. В некоторых интернатах чуть ли не пачками привозят мальчишек не только из России, но и стран СНГ. Год от года прибывают все новые и новые партии ребятишек, кто не подошел — до свидания. Для детской психологии — это страшный удар. Ведь в столь юном возрасте не все могут приспособиться самостоятельно жить вдали от родителей.

— Какими качествами должен обладать футболист, чтобы вам приглянуться?

— Нужно делать скидку на то, что отбор начинается с 6-7 лет. В этом возрасте первое, на что обращаешь внимание, это на быстроту и подвижность. Какое-либо понимание игры или техника в этом возрасте отсутствуют. Набор личных качеств начинает проглядываться уже ближе к 9-10 годам. До этого момента в школу набирают практически всех желающих. Позднее уже важны такие качества как обучаемость и работоспособность. Ну и, конечно, скорость — не только бега, но и мысли.

—Что интереснее — взять на первый взгляд неказистого игрока, а потом раскрыть его потаенный талант, или подобрать уже готового?

— Хотелось бы, чтобы талантливых игроков было как можно больше. Но где их взять?! Талант — это редчайший случай. В основном же приходится работать с ребятами среднего уровня. Любому тренеру приятно видеть плоды своей работы…

Двух Аршавиных быть не может

— Лучший показатель работы школы — ее выпускники…

— Всем известно, что «Смена» выпустила многих известных футболистов. Когда «Зенит» в 1984 году стал чемпионом, в составе выступало 10 собственных воспитанников. Позже Юрий Окрошидзе, Владислав Радимов, Вячеслав Малафеев, Владимир Быстров, Игорь Денисов, Алексей Катульский, Андрей Аршавин и т.д.

C детства Андрея признавали лучшим на всех турнирах

— Из них на вашем счету лишь Андрей Аршавин?

— На таком уровне так ярко проявил себя только он. Я пришел в «Смену» в 1992 году, когда Андрей играл там уже четыре года. Так что с 11 до 18 лет он рос под моим руководством.

— Он сразу вам приглянулся?

— Честно говоря, он всем нравился. Невооруженным глазом было видно, что у парня талант. Главное было ему не мешать развиваться. Уже в 11 лет Андрей играл во взрослый футбол. Его понимание игры отчетливо бросалось в глаза. Ну а дриблинг, развороты… Соберет двоих-троих и «возит». В каких бы турнирах мы не участвовали, он везде признавался лучшим. И бомбардиром, и полузащитником, и нападающим… Вот только в сборную не брали из-за невысокого роста.

— Аршавин — пример для ребят?

— Да, они тянутся за ним. Он же связь не теряет с нами, Андрей — частый гость в школе. Старается и к ребятам зайти и помочь чем-то. То мячами, то формой.

— Новых аршавиных пока не видно?

— Нет. Двух Аршавиных быть не может. Это ясно, как и двух Гавриловых, Черенковых. Эти футболисты — личности. Конечно, схожие задатки у кого-то просматриваются, но пока что говорить об этом рано.

Принцип постепенности

— Затронем актуальнейшую в российском футболе тему тренеров-иностранцев. Вы — сторонник приглашения зарубежных специалистов в Россию?

— Судить о том, выполнил ли тот или иной тренер свою миссию, нужно по результату. Если у Властимила Петржелы в «Зените» есть результат, то можно говорить о том, что его приглашение оправдано. А остальные ничего не добились и через полгода их ушли.

— Вы не считаете, что иностранцы расшевелили наш тренерский муравейник?

— Конечно, российские тренеры задумались. Вот приходят и занимают наши места. Появился стимул, к тому, чтобы, совершенствуясь, соответствовать мировым эталонам.

— Когда же это произойдет?

— Здесь, думаю, надо глубже копать. Все-таки такой шанс нельзя упускать. Нужно и в институтах открывать курсы повышения квалификации. У многих клубов сейчас есть возможность посылать тренеров за рубеж. К примеру, в «Аякс», «Сент-Этьен». Нельзя такой шанс упускать. Тогда будет шаг вперед.

— С другой стороны, фактически провалилась плеяда молодых тренеров — Алейников, Чернышов, Шалимов…

— А никаких предпосылок к тому, что они дадут результатов никогда и не было. Классный игрок не всегда становится классным тренером. Чтобы состояться как тренер, надо поработать в низших дивизионах, набраться опыта, работая вторым тренером под началом известного специалиста. Другой путь — начать работу с детьми. Во всем важен принцип постепенности.

Каждому свое

— Сергей Шустиков, недавно закончивший карьеру игрока, в интервью заявил, что не смог бы работать с детьми за отсутствием должного терпения…

— Да. Людям, которые поиграли на самом высоком уровне, зарабатывали солидные суммы, тяжело работать детским тренером с мизерной зарплатой. Терпение — это основа основ в практической деятельности детских тренеров. Вот мы по 10 лет трудимся над созданием одной команды. Так четыре раза по десять и заканчиваешь.

— На ваш взгляд, западная система, где тренер работает с командой лишь определенный период, эффективна?

— Много было споров на эту тему. Одни говорят, что тренер на протяжении 10 лет не может эффективно работать с одни и теми же мальчишками, другие считают, что через каждые два-три года менять специалистов неправильно. Так или иначе, у нас в стране редко кто вспоминает о том, кто и сколько вложил в игрока, и кому-что полагается за его подготовку.

— А никогда не хотелось поработать на более высоком уровне?

— Конечно, желание есть. Понимаете, все же 10-летний цикл приедается. В семь лет набираешь, в восемнадцать выпускаешь. И опять все по-новому. Были моменты, когда приглашали поработать в тренерском штабе, но в последний момент все срывалось. Что ж, каждому свое…

Нельсон ПОГОСЯН