РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Российская газета Гудок sport24 Советский спорт



Певчие футболисты

Кто сказал, что певчим птицам нет места на поле? Песня-то ведь песне рознь: можно петь себе дифирамбы, обещать поклонникам в новом сезоне небывалых вершин, а можно трелью возвестить об уже свершившихся победах. Самыми голосистыми в футбольной фауне заслуженно признаются дрозды, канарейки и сороки. Однако на то они и футбольные птицы, что им все время хочется соревноваться, а раз уж их амплуа - пение, борьба пойдет за звание «Золотого голоса» футбола.

Черно-белые странницы
«Сорока-белобока кашу варила, деток кормила!». С детства запомнилась нам сорока по этой незамысловатой считалочке. «Сороки – сплетницы и ябеды, да еще и хватают все, что блестит», – таков приговор молвы, и попробуй-ка с ним поспорить! Нелегко с такой подмоченной репутацией пробивать себе дорогу в большом спорте. Какой же клуб выдаст кредит доверия и примет в свою дружную семью такую птичку? В 1862 году в Англии появился смельчак, который махнул рукой на общественное мнение и приютил отчаявшуюся странницу. Так появился «Ноттс Каунти», один из старейших клубов Англии. В те далекие годы сорока «Ноттс» летала над футбольными полями, гордо подняв голову. В 1888 году она стала одной из двенадцати клубов, основавших английскую футбольную лигу. Но затем «Ноттс» стало лихорадить, бросать из первого дивизиона во второй, третий и обратно. До сих пор не может эта сорока определиться, какую ноту ей следует взять, и поэтому вместо слаженной песни слышно пока лишь беспокойная трескотня.

Как известно, сороки живут парами, и если уж прилетела на английские поля одна представительница фауны, то в скором времени жди прибавку. В 1881 году клуб «Ньюкасл» рискнул приютить эту неоднозначную птицу на клубное знамя. Игрокам выбрали форму в черно-белую полоску, похожую на яркую раскраску птицы. С тех пор и приклеилось к «Ньюкаслу» прозвище «Сороки», которые принялись трещать без умолка, распевая воинственные гимны и настраивающие на победу марши. «Сороки» трижды становились первыми в чемпионате в начале века. «Ньюкасл» играл в «веселый футбол», и стиль этот вошел в историю клуба как и его многочисленные победы.

Дроздовые трели
«Вы слыхали, как поют дрозды?». Птица эта скромная, неприметная. В лесу рядом пройдешь и не заметишь. И ведь хороший голос у дроздов, но проявить себя им удается нечасто. Самым ярким представителем семейства дроздовых считается английский клуб «Вест Бромвич Альбион», чей герб стал домом для одной такой птички. Конечно, он не такой модный как иные английские клубы, оперение у него не столь яркое, размах крыльев поменьше, но, между тем, этот дрозд был первым среди прочих англичан, кто играл в России, а затем и добрался до китайских футбольных полей. Дроздам не свойственно летать среди макушек деревьев, в поисках пищи они опускаются почти на землю. «Вест Бромвич» как истинный дрозд побывал и в первом, и во втором дивизионах, но наград «наловил» не много.

Среди российских певчих отличился Юрий Дроздов. Птицы стройного сложения с крепкими ногами и сильным клювом – на поле дроздам больше всего подходит роль разрушителя, поэтому нет ничего удивительного, что и у Дроздова именно это амплуа. Он поиграл во всех дивизионах, а еще становился чемпионом России и четырежды входил в число 33-х лучших футболистов сезона. Да и путь его был подстать тревожному полету маленькой птички: начинал он в малоизвестном пятигорском клубе «Машук», затем перебрался в Москву, поиграл за дубль и за основу «Динамо», затем с «Локомотивом» долетел до вершины премьер-лиги, после сделал артистичный финт в воздухе и оказался во владикавказской «Алании». В 2005 году Дроздов был признан лучшим игроком казахского «Жениса», а ныне доблестно защищает цвета подмосковных «Химок». Дрозды поют нечасто, но зато песни их заставляют заслушаться любого, поэтому и занимает эта птаха на певческом футбольном Олимпе почетное место.

Золотой труженик
Маленькая золотистая птичка с чудным мелодичным голосом. Какой прок от этой сладкоголосой крохотули на поле? Многие думали именно так, когда канарейки захотели войти в мир футбола. Однако отважная птица доказала всем, что способна петь не только веселые песенки, но и футбольные гимны, возвещающие о победе.
Английская канарейка «Норвич Сити» поначалу летала у самой земли, в третьем девизное ее главной заботой было свить себе уютное гнездышко. Не станешь ведь приглашать именитых птиц в небольшой домик на Ньюмаркет Роуд, где и травка не достаточно зеленая, и многочисленных болельщиков гостей посадить негде. В 1908 году «Норвич» нашел себе новый дом на Розари Роуд, который так и назывался «Гнездо». Однако золотой голос команды и их победы привлекали все новых и новых слушателей, так что в «гнезде» вскоре опять стало тесно. Пришлось неунывающей канарейке снова паковать чемоданы: в 1935 году клуб наконец-то обрел свой нынешний дом на Кэрроу Роуд. Несмотря на успехи маленькой труженицы, клубы элитного дивизиона смотрели на нее снисходительно. «Так и будет у самой земли сновать», - говорили они. Тогда-то золотистая канарейка показала, что при музыкальном слухе команда может зазвучать как единая мелодия. В 1959 году «Норвич», будучи командой третьего дивизиона, одолела мэтров из «МЮ» и «Тоттенхэм», забравшись в полуфинал Кубка. Через несколько лет английская канарейка долетела до верхушек деревьев, запев в первом дивизионе.

Французская канарейка «Нант» ничуть не отстала от своей ближайшей соседки, поддержав славу мелодичных птиц на футбольном поле. Она 8 раз побеждала в чемпионате страны, трижды выигрывала Кубок, а один раз долетела до полуфинала Лиги чемпионов, доказав всем и каждому, что маленький, но трудолюбивый певец способен своим золотым голосом добывать настоящие золотые кубки! И все-таки канарейки – большие домоседы, тяжело им выбраться из собственного леса покорять соседние поля и горы. Эту истину подтверждает японский клуб «Джубило Ивата», на чьем гербе изображен целый дуэт «золотых тружеников». Эта канарейка хорошо известна на Востоке, игроки этой команды входят в состав японской сборной, однако до Европы ее трели все же не долетают.

Птичьим трелям внимала:
Татьяна Меньщикова