РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Российская газета Гудок sport24 Советский спорт



Как Ширко люстру разбил? (рубрика «Мамы знают все»)

Валентина Ширко:
Сын живет футболом

Талант – пламя, озаряющее светом глаза, сердце и душу тех, кому судьбой предначертано стать лучшими. Но некоторые судьбу плетут сами. Возможно, именно упорство, трудолюбие и целеустремленность позволили когда-то маленькому Саше подняться на первую ступень длинной лестницы под названием «Футбол». О том, как экс-нападающий сборной России, а ныне капитан ярославского «Шинника» Александр Ширко прокладывал себе дорогу вверх по этой лестнице, рассказывают его родители Валентина Игнатьевна и Петр Кириллович.

«Футбол, и точка!»

– Существует определенная категория родителей, которые еще до рождения ребенка планируют его будущее. Можно ли вас отнести к их числу?– Нет, мы к таким родителям не относимся. В нашем роду профессиональных спортсменов-то и не было. Мы не задумывались о будущем сына. Когда Саше было 2-3 годика, он сам начал проявлять интерес к футболу. Я же предлагала Саше научиться играть на гитаре, пойти в фотокружок. А он всячески отнекивался, отстаивал свое право на выбор. Футбол, и все!
П.К.:Я постоянно брал его с собой на футбольные матчи в «Лужники». Может и это, в какой-то мере, повлияло на его выбор… Когда Сашке было 8 лет, мы поехали на просмотр в ФШМ. Думали, отбор будет проводиться в помещении, а вместо этого всех отправили на улицу. Помню, было холодно, грязно, снег шел. Мы к такому повороту оказались не готовы – Саша взял с собой летнюю форму. Но даже, несмотря на это, Сашку приняли.
– Кто стал его первым тренером?
П.К.: Сашку записали в группу к Олегу Лапшину, хотя он работал с ребятами 1975 г.р. А Саша – на год младше, да еще, по сравнению с остальными, такой маленький, худенький. Поэтому ему не часто выпадало играть. Месяца через четыре Сашу перевели в группу к Валентину Ивакину. Под его руководством сын тренировался около трех лет. Затем Ивакин ушел в «Спартак» и предложил перейти с ним. Сашка был очень рад – за «Спартак» с детства болел.
– Там тоже проходил просмотр?
П.К.: Да, и Сашку приняли сразу. Он даже как-то капитаном был. Позже на базе «Спартака» создали молодежную команду, возглавил которую Анатолий Королев. Он взял в состав Сашу и еще двоих ребят его возраста. Потом последовал вызов Геннадия Костылева в юношескую сборную, потом – дубль, основная команда. Кстати, Сашка попал в дубль, когда учился в 10 классе. На одном из матчей на трибуне присутствовали Олег Романцев и Александр Тарханов. И Сашка блеснул. Романцев, указывая на сына, сказал, что этот парень – «готовый игрок». И буквально, на следующий же день он тренировался с основой.
– На все матчи сына ходили?
– Я ходила, когда он играл за ФШМ. Но так получалось, что если я иду на стадион, то Сашина команда обязательно проиграет. Поэтому меня старались не пускать на игры. Даже когда он повзрослел, все равно не брали меня с собой на матчи. Я даже матчи по телевизору стараюсь не смотреть, когда сын играет.
Краснеть не приходилось
– Как ему удавалось совмещать учебу с тренировками?
– Саша с детства рос интеллектуальным ребенком. И у него была отличная память. Невероятно быстро запоминал содержание книг. Порой, попросишь его почитать, а он, маленький, открывал какую-нибудь страницу и, делая вид, что читает, по памяти все воспроизводил. В общем, со школой проблем не было. После 3 класса Саша перешел в спортшколу при «Спартаке», и там до 10 класса учился. Конечно, если бы сын не занимался спортом, то школу смог бы закончить с отличием. А так Саша всегда был хорошистом. Учился без троек.
– Какой школьный предмет ему давался легче остальных?
– Вы знаете, по-моему, он все предметы усваивал одинаково. Хотя историю любил, но выборочно: про революцию не любил читать, больше склонялся к древности. В математике отлично разбирался, а вот русский язык шел похуже.
– Конфликты когда-нибудь возникали с преподавателями?
– Никогда. Он сам по себе человек бесконфликтный. Если только в младшем возрасте, когда в детский сад ходил. Вот тогда-то и мог кого-нибудь ударить, но только за дело. Очень справедливый был. Я всегда с удовольствием ходила на родительские собрания. Знала, что краснеть мне за сына не придется.
– Режим строго соблюдал?
– Строго. Он всегда настолько был предан своему делу, что старался попросту не распылять свои силы и энергию на что-то другое.
– У него хоть полноценные каникулы-то были?
– Когда он тренировался в спартаковской школе, на летних каникулах они вместе с тренером выезжали в спортивные лагеря. И там неустанно играли в футбол. А так чтобы поехать к родственникам... Редко.
– Что-нибудь коллекционировал?
– Да, машинки. Самое интересное, что Саша рос настолько аккуратным мальчиком, что за все время не сломал ни одной машинки. Если даже давал детям поиграть, всегда предупреждал их, чтобы не ломали.
Дорогу пробивал трудом
– Во дворе с мальчишками часто мяч гонял?
П.К.: С 5 лет начал играть со старшими. Бывало, что его и не принимали – он ведь маленький был. Сашка, помню, часто плакал, обижался.
– Квартире-то урон не наносил?
– Без этого не обходилось. Посуду, правда, мячом не бил, а вот люстре, бывало, частенько доставалось. Но я считаю, за такие поступки нельзя наказывать.
– Строго воспитывали сына?
– Вы знаете, Саша рос настолько спокойным, что и наказывать-то было не за что. Я даже и не помню случая, когда мы ругали Сашу. Он всегда был сдержанным, воспитанным. Когда на поле играет, может прикрикнуть, но за дело. Я ему даже всегда говорила, что ему бы надо быть чуть понаглее.
– Со звездной болезнью когда-нибудь приходилось сталкиваться?
– Никогда. Саша даже не понимал, что это такое. Он играл, а все, что было вне поля, его не касалось. Самое главное, что те люди, которые своим трудом пробивают себе дорогу, просто не успевают обращать внимание на такие вещи. Да он и не имел такого права! Сашка из тех людей, которые привыкли всего добиваться своим трудом.
– Футбол для Александра уже на первых порах представлялся «дорогой в будущее»?
– Вы знаете, мне кажется, что Саша с самого раннего детства мечтал о карьере футболиста. Возможно, у него – врожденные способности. Хотя мы и не понимали, насколько сильна эта привязанность. А вот его внутренняя уверенность была просто колоссальной. Когда сын пошел только в первый класс, он стал твердить только о футболе. И мы никогда не пытались его отговорить. Раз хочет – надо пробовать.
– Что, по-вашему, помогло Саше заиграть?
– Думаю, порядочность, целеустремленность и его человеческая доброта. К тому же, Саша не из тех людей, которые бросают свое любимое дело после первой неудачи. Если бы сын не жил футболом, он бы сейчас не играл. В детстве Саша поставил перед собой цель, и постепенно к ней двигался. При всем этом, он никогда не пил и не курил. Всегда твердо знал, чего хочет от жизни.
Ольга ПОЖИДАЕВА

Валентин Ивакин, первый тренер Александра Ширко:
– С Сашей я занимался три года. Уже в юном возрасте Саша отличался скоростью и быстротой, поэтому играл у меня на позиции крайнего нападающего. Меня всегда поражало его желание играть, его максимализм и бойцовский характер.