РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Чемпионат.ру Российская газета Гудок

ФУТБОЛ-КЛАСС


Главное – порядок в голове

Заведующий Центра подготовки юных футболистов ФК «Москва» Владимир Юрин – человек с колоссальным опытом. Прекрасный футболист столичного «Торпедо», тренер и педагог с образованием, сегодня Владимир Иванович делится накопленными более, чем за 50 лет знаниями, с мальчишками, только начинающими свой футбольный путь. Вот уже два года он обогащает свою профессию с помощью новой системы методической подготовки юных спортсменов.

- Занятия строятся у нас следующим образом: 8-10 минут уделяется теории на различную тематику, затем игрокам дается суть предстоящего тренировочного занятие и следует само занятие. Нововведение у нас заключается именно во вступительной теоретической части. Тема подбирается тренером заранее, с учетом возрастной группы футболистов. Например, маленькому мальчику для начала надо знать, что такое вообще футбол, потом - учить правила, понимать, что такое тренировка. В старших возрастных группах уже затрагиваются такие темы, как «тактика» или «общая физическая подготовка». Темы даются тезисно. Некоторые из них растягиваются на несколько занятий: сначала тренер знакомит ребят с ее содержанием, а на следующей теоретической десятиминутке углубляется в тему, предварительно повторив пройденный материал. Чтобы молодые игроки комплексно воспринимали полученную информацию, советую тренерам во время объяснения материала рисовать на досках, использовать макеты футбольного поля. А в конце занятия можно дать ребятам термин новый. Необходимых терминов порядка 1200: память, внимание, воля, тренировка, моделирование, ответственность, скорость… Большинство терминов я брал из словарей Ожегова и Даля, ведь очень важно, что трактовка использованных понятий у тренеров и воспитанников нашей школы была единой. Тогда можно будет говорить о едином информационном поле, к созданию которого мы стремимся: при помощи терминов наставникам будет легче донести суть до мальчишек. В год у ребят проходит примерно 150 тренировок, у тренера есть 150 возможностей воздействовать на игроков. Таким образом, информация, полученная за недолгие 8-10 минут, по итогам года превратится в большой объем знаний у ребят. С каждым годом тематический охват игрока будет все шире, а с необходимыми терминами тренеры познакомят ребят за 2-4 года. Этот метод способствует развитию интеллекта и эрудиции у игроков, помогает им стать компетентными.

- Как эту концепцию восприняли тренеры?
- Когда я предлагал эту систему, понимал, что сначала будет неприятие. Поначалу тренеры перепугались, но потом поняли, что благодаря такому подходу мы все обогащаемся. Они понимают и необходимость самосовершенствования, ведь при подготовке к занятиям нужно изучить большой объем материалов. Я попросил каждого из них составить тематический план занятий для своих воспитанников. По четвергам я провожу с наставниками команд занятие в дискуссионной форме, где даю им общее направление. Хорошим подспорьем являются распечатки, в которых содержится суть концепции. Дома тренеры творчески дорабатывают материалы и только потом дают детям эту тему. Хотя систему эту я внедряю уже второй год, с воспитанниками по ней мы начали работать лишь в начале учебного года – прежде необходимо было подготовить их наставников. - Для ребят такой подход стал удивительным? - Сначала у них была растерянность, но через какое-то время мы их втянули в процесс обратной связи: обязательно проверяем, правильно ли понимают мальчишки подаваемый материал. Спрашиваем их мнение, просим привести примеры, помогаем не запутаться в терминологии. К тому же ребята в свободной форме ведут конспекты. Хочешь – рисуй, хочешь – значки ставь, главное, чтобы знания накапливались, и в нужный момент их можно было восстановить в памяти. С обратной стороны тетради у них глоссарий. 
У ребят постарше был пробел в образовании: важные, базовые знания давались урывками, без систематизации. Если бы игрокам, которым сейчас 12-14 лет, изначально информация подавалась по нынешней системе, они были бы уже профессорами! Чтобы этот пробел восполнить, дискутируем с ребятами, помогаем им разобраться. К тому же усиление теоретической базы стало возможно благодаря открытию спортклассов в школе №940, где учится основная часть наших воспитанников. Там есть специальный кабинет и выделены часы для занятия теорией. В таких условиях можно более углубленно раскрыть для ребят необходимую тему. Игрок, у которого есть хорошая теоретическая база, в дальнейшем сможет действовать на поле творчески. Если знания подавать системно, то в голове у мальчишек будет порядок. Ясность мышления поможет молодому футболисту лучше концентрироваться на игре, быстрее переключать внимание. Без систематизированных теоретических знаний игрок не может выступать стабильно. А ведь именно в стабильности проявляется класс футболиста. Этот подход полезен не только в футболе. Полученные во время теоретических блоков знания пригодятся и в учебе в общеобразовательной школе, ив плане личностного развития юноши сыграют важную роль.

- Когда, на ваш взгляд, стоит ждать результатов этой системы обучения?
- Сейчас у ребят идет процесс накопления знаний, результаты увидим уже года через 2-3. Ребята перестанут быть простыми функционерами, станут лучше думать на поле, лучше понимать игру. Они будут двигаться не по кругу, ориентируясь лишь на сиюминутный результат, а по спирали, постоянно расширяя круг теоретических знаний и параллельно с этим прибавляя в техническом плане. На выпуске мы получим классных, думающих игроков.