РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Российская газета Гудок sport24 Советский спорт



10 миллионов в год - за будущее Бундестим

Сегодня мы представляем вниманию читателей новую рубрику: «Уроки чемпионата мира». Пусть турнир в ЮАР еще не закончен, но он уже дал поводы поговорить о том, что и как мы можем взять на вооружение, дабы больше не быть чужими на футбольном празднике жизни. Сегодня – рассказ о сборной Германии, в которой, казалось, еще недавно совсем перевелись футбольные таланты...

Средний возраст сборной Германии на этом чемпионате мира – ровно 25 лет. По этому показателю она уступает лишь Гане (24,1 года) и КНДР (24,8). Причина «бэби-бума» на самом деле проста – в стране уже восемь лет исправно работает национальная «Программа поощрения талантов».

Об этой программе, которую в 2002 году по всей стране ввел Немецкий футбольный союз, корреспондент «Советского спорта» поговорил с немецкими журналистами. Моими собеседниками стали корреспондент журнала «Kicker» Харальд Кайзер (эксперт по Немецкому футбольному союзу) и специалист по юношескому футболу Йорг Цвингманн.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ

ПОЧЕМУ РЕШИЛИ СОЗДАТЬ НОВУЮ ПРОГРАММУ?

– В 98-м году сборная Германии неудачно выступила на ЧМ, – рассказывает Кайзер. – В четвертьфинале нас разгромила Хорватия (0:3), хотя все считали нас фаворитами турнира. Затем последовал провал на Евро-2000, когда мы набрали всего одно очко в группе. Это было настоящее унижение, и Немецкий футбольный союз понял, что надо действовать. На Евро-2000 мы привезли очень старую команду. Баллаку тогда стукнуло 23, и моложе него был только Дайслер. Остальным игрокам перевалило за 26, а большинству – и вовсе за 30. Мы увидели, какая молодежь растет у других команд, и поняли, что таких кадров у нас нет.

Тогда Немецкий футбольный союз и начал разрабатывать новую программу для развития молодых футболистов. Она была запущена в 2002 году и оказалась очень успешной. Нам очень повезло, что на этот год пришелся чемпионат мира в Японии и Южной Корее, где наша команда дошла до финала. Разумеется, в стране начался футбольный бум и родители повели детей в спортивные школы.

Плоды новой системы мы видим сейчас – у нас одна из самых молодых команд на турнире. Причем вся молодежь подает большие надежды. Жерома Боатенга, например, уже купил «Манчестер Сити» за 10 миллионов фунтов!

ВОПРОС ВТОРОЙ

В ЧЕМ БЫЛА ОШИБКА?

– Вообще-то в Германии, если сравнивать с другими странами, неплохие школы, – считает Цвингманн. – Самые лучшие школы числились при сильных клубах. И вот исследователи Немецкого союза заметили, что они не могут воспитать столько сильных немецких игроков, сколько нужно для сборной. К тому же почти все звезды немецкой сборной не учились в этих школах. Наоборот, они, как правило, начинали карьеру в малюсеньких командах регионального значения. Например, Баллак учился футболу в клубе «Мотор Карл-Маркс-Штадт», Бирхофф – в клубе «99/6 Эссен», Леманн – в «Хайсингене», Йеремис – в «Моторе» из Герлитца.

Наши специалисты побывали в других странах, узнали методики и поняли, что возлагать надежды на клубы в подготовке молодых игроков для сборных – это путь в никуда. Многие игроки при такой системе просто отсеиваются на определенных этапах, так как чувствуют себя слабее более талантливых товарищей. А ведь в футболе очень часто случается, что игрок созревает поздно. Например, Мирослав Клозе никогда не играл ни за юношеские сборные, ни за «молодежку».

Стало понятно, что нужна общенациональная программа по работе с молодежью. Мы увидели, как такая система работает в Голландии. Да, между нашими странами довольно напряженные футбольные отношения, но Германии надо было догонять Европу, поэтому мы не стеснялись учиться у конкурентов.

ВОПРОС ТРЕТИЙ

ЧТО СДЕЛАЛИ?

– «Программа поощрения талантов» начала работу с сезона-2002/03. К этому моменту Немецким футбольным союзом было построено 390 (!) тренировочных баз по всей Германии, – продолжает Цвингманн. – Очень важно, что они были рассредоточены по всей стране и были примерно равно удалены друг от друга. Смысл в том, чтобы дать равную возможность всем детям, которые хотят стать футболистами. Это также очень удобно для скаутов различных клубов. Клубы могут наблюдать за молодыми игроками, которые находятся в одном месте, в своем регионе.

Эти 390 баз приняли к себе 22 тысячи (!) детей в возрасте от 11 до 17 лет. Цифра большая, но вы, наверное, помните, что в стране тогда был футбольный бум. С этими детьми начали работу около 1200 тренеров, причем иностранцев мы не приглашали. В Германии всегда были футбольные тренеры, и теперь им нашлось больше работы.

Всю эту махину контролируют 30 координаторов Немецкого футбольного союза. Координаторы – это наше ноу-хау. Это люди, которые ездят по базам, инструктируют тренеров, детей, смотрят, как все работает.

Как правило, дети с 11 до 13 лет в таких школах занимаются отдельно, а все остальные возрасты – с 14 до 17 лет – вместе. С 14 лет детей начинают обучать футбольной тактике.

Вся эта система приносит результат. Если ты талантлив – не важно, где ты живешь. Тебя все равно разглядят. Потому что каждая такая база обслуживает около 70 клубов, которые базируются неподалеку.

ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ

КАК СДЕЛАЛИ?

– Конечно, такую программу запустить нелегко, – рассказывает Кайзер. – «Программа поощрения талантов» обходится Немецкому футбольному союзу в 10 миллионов евро в год. Сумма огромная, но у федерации сильные спонсоры: известная компания производителей спортивной одежды и компания – производитель автомобилей. Они и оплачивают большую часть этой суммы, осознавая, что эта программа – важнейший социальный проект.

ВОПРОС ПЯТЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

– Наверняка вы заметили, что в сборной Германии немало игроков с корнями из других стран, – продолжает Кайзер. – Но здесь нет особых заслуг Немецкого футбольного союза. Просто с 1999 года в Германии действует упрощенная процедура получения гражданства. Наша страна открыта для людей других национальностей. У нас действуют сотни программ интеграции выходцев из других стран в немецкое общество.

Такая либеральная политика дала хорошие результаты в футболе. Благодаря этой системе молодой футболист знает: если в Германии он будет здорово играть, его обязательно заметят. Возможно, из-за этого Хедира, Боатенг, Озил и другие и выбирают в итоге сборную Германии, а не ту страну, в которой родились их родители.

Да, наша сборная во втором туре проиграла сборной Сербии. Но в том-то и дело, что результат одного отдельного матча никак не повлияет на оценку команды со стороны журналистов, специалистов и болельщиков. Потому что мы все знаем: бундестим на верном пути!

НЕМЕЦКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ

Из 23 игроков, заявленных Германией для участия на ЧМ-2010, одиннадцать (!) имеют корни других стран, хотя лишь один из них – Какау – прошел процесс натурализации. У каждого из них своя история.

Деннис АОГО

Возраст: 23 года.

Амплуа: крайний защитник, крайний полузащитник.

Клуб: «Гамбург».

Вторая родина: Нигерия.

Отец Аого – нигериец, мать – немка, родился он в Карлсруэ. С ранних лет выступал за юношеские сборные Германии, а с «молодежкой» выиграл Евро-2009. Уже став игроком «молодежки», Аого получил приглашение выступать за сборную Нигерии, но в январе 2010 года отказался.

Жером БОАТЕНГ

Возраст: 21 год.

Амплуа: центральный, крайний защитник.

Клуб: «Манчестер Сити» (Англия).

Вторая родина: Гана.

Отец Боатенга – ганец, мать – немка, родился в Берлине. Вызывался в юношеские немецкие команды, но основным игроком стал только в «молодежке». В октябре прошлого года дебютировал во взрослой бундестим в матче с Россией в Москве. Перед стартом ЧМ перешел из «Гамбурга» в «Манчестер Сити» за 10 миллионов фунтов. Интересно, что его сводный брат Кевин-Принс Боатенг тоже играет в ЮАР – за сборную Ганы. Жером оборвал с ним всякие контакты после того, как Кевин-Принс нанес Михаэлю Баллаку травму в финале Кубка Англии «Челси» – «Портсмут» (1:0), не позволившую капитану немцев участвовать в чемпионате мира.

Сердар ТАСКИ

Возраст: 23 года.

Амплуа: центральный, правый защитник.

Клуб: «Штутгарт».

Вторая родина: Турция.

В 19 лет получил письмо от Турецкой федерации футбола с требованием выступать за сборную страны, где родились его родители-турки (мать Таски – учительница, отец – дальнобойщик). Но Сердар ответил, что уже определился со сборной: ему уже предоставили немецкое гражданство, так как он родился в немецком Эсслингене. Родители поддержали решение сына.

Сами ХЕДИРА

Возраст: 23 года.

Амплуа: центральный полузащитник.

Клуб: «Штутгарт».

Вторая родина: Тунис.

Отец Хедиры – тунисец, мать – немка, родился он в Штутгарте. У Сами два паспорта, но он с детства определился, что будет выступать за Германию. Тем не менее Хедира всегда подчеркивает, что чувствует себя таким же тунисцем, как и остальные жители этой африканской страны.

Месут ОЗИЛ

Возраст: 21 год.

Амплуа: атакующий полузащитник.

Клуб: «Вердер».

Вторая родина: Турция.

Родители Месута – турки, родился он в Гельзенкирхене. Все действия Озила-младшего контролирует отец, и именно он посоветовал парню выступать за Германию. Это решение вызвало скандал в Турции. Озилу пришлось даже закрыть гостевую книгу на своем сайте – она вся была переполнена угрозами от радикальных турецких фан-группировок. Во время исполнения гимнов Озил, который исповедует ислам, читает про себя отрывки из Корана.

Марко МАРИН

Возраст: 21 год.

Амплуа: крайний атакующий полузащитник.

Клуб: «Вердер».

Вторая родина: Босния и Герцеговина.

Родился в Югославии, на территории нынешней Боснии и Герцеговины, но уже в возрасте двух лет родители перевезли его в Германию, так как мать Марина отправили туда по работе. Марин уверяет, что никогда не получал приглашений в сборную Боснии, поэтому и выбрал Германию.

Петр ТРОХОВСКИ

Возраст: 26 лет.

Амплуа: атакующий полузащитник.

Клуб: «Гамбург».

Вторая родина: Польша.

Родители Петра переехали из Польши в Германию, когда мальчику было пять лет. Еще в детстве Троховски получил немецкий паспорт, но его мать хотела, чтобы он выступал за Польшу и завалила федерацию письмами с описаниями талантов ее мальчика. Однако в Польше не заинтересовались Троховски, и Петр решил выступать за Германию.

КАКАУ

Возраст: 29 лет.

Амплуа: нападающий.

Клуб: «Штутгарт».

Вторая родина: Бразилия.

В 18 лет он уехал в Германию, чтобы играть в футбол в низших лигах. Из полулюбительского клуба «Тюрк Гюджю Мюнхен» он попал в резервную команду «Нюрнберга», где и началось его восхождение. У Какау не было шансов попасть в сборную Бразилии, и он делал все, чтобы получить немецкий паспорт. Наконец ему выдали его в феврале этого года. Йоахим Лев тут же вызвал бразильца в сборную и в итоге взял на ЧМ.

Лукас ПОДОЛЬСКИ

Возраст: 25 лет.

Амплуа: форвард, левый атакующий полузащитник.

Клуб: «Кельн».

Вторая родина: Польша.

Семья Подольски иммигрировала из Польши в Германию, когда Лукасу было два года. В 2003 году, когда Лукас только начал выступать на взрослом уровне, Подольски заметила польская пресса и потребовала от тренера поляков Павла Янаса взять его в команду. Наставник, однако, заявил, что в сборной играют форварды «намного сильнее Подольски». А уже в следующем году Лукас дебютировал в бундестим, куда его вызвал Руди Феллер.

Мирослав КЛОЗЕ

Возраст: 32 года.

Амплуа: нападающий.

Клуб: «Бавария».

Вторая родина: Польша.

Клозе родился в Польше, но его отец – немец, поэтому Мирослав сразу получил паспорт ФРГ. В 2001 году главный тренер сборной Польши Ежи Энгель лично ездил в Германию, чтобы убедить Клозе выступать за страну, где он родился. Однако Мирослав отклонил предложение.

Марио ГОМЕС

Возраст: 24 года.

Амплуа: нападающий.

Клуб: «Бавария».

Вторая родина: Испания.

Отец Гомеса – испанец, мать – немка, родился он в Райдлингене (Германия). Испанцы никогда не интересовались этим нападающим, и Гомес с 17 лет выступает за сборные Германии различных возрастов.

P.S.

Кроме того, на ЧМ-2010 не попали Андреас Бек (Россия), Гонсало Кастро (Испания), Кевин Кураньи (Бразилия, Панама), Арон Хант (Англия) и другие.

РЕЗЮМЕ

ДО ЧМ-2018 – ТЕ ЖЕ ВОСЕМЬ ЛЕТ, ЧТО БЫЛИ У НЕМЦЕВ

Натурализация игроков – вполне возможный вариант и в России. Уже сейчас говорится о выдаче российских паспортов бразильцам Веллитону и Родолфо, которые не прочь выступать за нашу национальную команду. Если приглядеться, можно найти и других кандидатов, к которым, безусловно, стоит предъявлять определенные требования. Например, по поводу знания языка.

Натурализация – не панацея от всех бед, но, во-первых, способ поднять конкуренцию среди игроков сборной, которые зачастую чувствуют себя незаменимыми, а во-вторых, шанс воспитать более терпимого болельщика – у нас нередко еще встречаются на трибунах вспышки дикого национализма.

Что касается программы развития молодежного футбола, то «Советский спорт» не раз уже предлагал серьезно ею заняться. Опыт Немецкого футбольного союза – хороший пример для РФС. Сборная Германии еще восемь лет назад переживала кризис смены поколений, которому не было видно конца, но теперь вновь диктует моду на крупнейших мировых турнирах.

А до ЧМ-2018, который надеется принять Россия, между прочим, остались те же восемь лет. Главное – не думать, что это много, а делать что-то уже сейчас.


"Советский спорт"